Каковы условия учета в расходах предпринимателя амортизации личного легкового автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности?
А) до 01 апреля 2011 г.
Б) после 01 апреля 2011 г.
Достаточно ли Приказа о воде в эксплуатацию, ведения бухучета амортизации, наличия документов, подтверждающих использование автомобиля в предпринимательской деятельности (путевые листы установленной формы)?
Разъясняет ГНА в г. Севастополь:
а) Согласно ст.13 раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года №13-92 "О подоходном налоге с граждан" с изменениями и дополнениями общим налогооблагаемым доходом у субъекта предпринимательской деятельности – физического лица считается совокупный чистый доход, т.е. разность между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода.
Документально подтвержденными расходами считаются оплаченные расходы текущего отчетного периода, а также предыдущих периодов, если они касаются дохода, полученного на протяжении отчетного периода, и подтвержденные соответствующими документами.
В состав расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица, относятся расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) согласно Закону Украины от 28 декабря 1994 года N 334/ 94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон № 334/ 94-ВР) с учетом соответствующих ограничений и особенностей относительно физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности.
Состав валовых расходов приведен в пункте 5.2 статьи 5 Закона N 334/ 94-ВР. Согласно этому пункту в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом определенных ограничений (п. 5.2 ст. 5 этого Закона).
Положение ст.5 этого Закона применяются в части подтверждения первичными документами израсходованных сумм согласно операциям (которые отвечают перечню ст.5 Закона N334/ 94-ВР), по результатам или при участии которых в налоговом периоде (в отчетном квартале) непосредственно получен доход.
Также в состав валовых расходов включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины от 25.06.91 г. N1251-XII "О системе налогообложения", за исключением налогов, собрания (обязательных платежей), предусмотренных п.п.5.3.3 п.5.3 ст.5 Закона N334/ 94-ВР, в частности, налога на добавленную стоимость, включенного в цену товаров (работ, услуг), которые приобретаются плательщиком налога для производственного или непроизводственного использования.
Физическое лицо-плательщик налога не является плательщиком налога на прибыль, не не обязан вести бухгалтерский учет, поэтому только формирует расходы согласно перечню ст.5 "Валовые расходы" указанного Закона.
Ведение бухгалтерского учета состава валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, которые подлежат амортизации, для физических лиц-плательщиков налога законодательством не предусмотрено. Т.е. начислять амортизацию физические лица не имеют законодательных оснований.
б) Согласно п.177.2 ст.177 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года №2755-VІ (далее - ПКУ) объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т.е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физический лица - предпринимателя.
В соответствии с п.177.4 ст.177 ПКУ к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы производства (обращения) согласно разделу ІІІ Кодекса.
При этом, раздел ІІІ ПКУ вступает в силу с 1 апреля 2011 года.
Состав расходов и порядок их признания указан в статье 138 Раздела ІІІ ПКУ, согласно которой в состав расходов включаются, в частности, расходы на содержание основных средств и амортизация (абз. "в" п. п. 138.10.2 п.138.10 ст.138 ПКУ).
Стоимость, которая амортизируется, по каждому объекту основных средств, других необоротных и нематериальных активов определяется как первоначальная (переоцененная) с учетом капитализированных расходов на модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкции и т.п., а также суммы накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета на дату вступления в силу разделом ІІІ этого Кодекса.
Однако, п.2 ст.3 Закона Украины от 16.07.99 № 996-ХІУ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон № 996) предусмотрено, что бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием.
Согласно ст.2 Закона № 996 действие Закона распространяется на всех юридических лиц, созданных согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на субъектов предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, которые ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.
Ведение бухгалтерского учета состава валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, которые подлежат амортизации, для физических лиц - предпринимателей на общей системе налогообложения законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в состав валовых расходов физического лица - предпринимателя на общей системе налогообложения не включается сумма амортизации основных средств.
По материалам: UBR